Мишарин, Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Мишарин (р. 21 января 1959 года, Свердловск) — первый вице-президент ОАО «РЖД» с 3 декабря 2012 года.

В прошлом — губернатор Свердловской области (2009—2012), до этого начальник Свердловской железной дороги, первый заместитель министра путей сообщения РФ.

Родился в семье железнодорожника. В 1981 году окончил электромеханический факультет Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (квалификация «инженер путей сообщения — электромеханик»).

После окончания вуза с 1981 по 1989 годы работал на Свердловской железной дороге в должностях электромеханика Шарташского участка энергоснабжения 1981—1984), начальник района электросетей станции Седельниково (1984—1985), главного инженера Ишимской дистанции энергоснабжения (1985—1989).

В 1989—1991 годах работал на строительстве Екатеринбургского метрополитена в должности главного инженера энергоснабжения. После пуска метрополитена в эксплуатацию (апрель 1991 г.) вернулся на Свердловскую железную дорогу на должность заместителя начальника службы энергоснабжения дороги, в том же году стал начальником службы. В 1996—1998 годах — главный инженер Свердловской железной дороги.

В 1997 году получил высшее экономическое образование в Уральской государственной академии путей сообщения.

20 июля 1998 года назначен заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, с 14 июля 2000 года — первый заместитель министра. В феврале 2002 года, после отставки Николая Аксёненко с поста министра путей сообщения, Мишарин был понижен в должности до «обычного» заместителя.

15 мая 2002 года назначен начальником Свердловской железной дороги и членом коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации. Принимал участие в политической жизни Свердловской области. В марте 2004 года был одним из лидеров списка (№ 3) «Единой России» на выборах Областной думы Законодательного собрания Свердловской области.

С мая 2004 года — директор Департамента комплексного развития инфраструктуры Министерства транспорта Российской Федерации.

С июня 2004 года по март 2009 года — заместитель министра транспорта Российской Федерации. В качестве представителя государства возглавлял советы директоров ОАО «Авиакомпания „Красноярские авиалинии“» (признана банкротом в 2009 году) и Новороссийского морского пароходства.

В период 2008 года компания «Красноярские авиалинии» столкнулась с финансовыми трудностями, повлекшими за собой срыв авиаперевозок в конце августа-начале сентября. В связи с этим Мишарин был приглашен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, где ему официально объявлено предостережение. По мнению прокуратуры, он «самоустранился от руководства компанией, контроля за деятельностью её менеджмента и финансовым положением компании», что и и стало причиной указанных проблем.

В 2005—2008 годах был членом совета директоров ОАО «Российские железные дороги».

Член генерального совета партии «Единая Россия».

В марте 2009 года назначен директором Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации.

В августе 2009 года был выдвинут партией «Единая Россия» одним из трёх кандидатов на пост Губернатора Свердловской области. 17 ноября 2009 года кандидатура Мишарина на пост губернатора Свердловской области была утверждена 47 из 49 депутатов Законодательного собрания Свердловской области. Против голосовали 2 депутата — члены фракции ЛДПР. 23 ноября 2009 года приведен к присяге губернатора Свердловской области.

1 декабря 2011 года попал в ДТП на 206 км трассы Екатеринбург—Серов в районе города Красноуральск, возвращаясь со встречи с избирателями. В аварии с участием трёх автомобилей погиб один человек, сам губернатор был госпитализирован в реанимацию областной клинической больницы № 1. Проходил лечение в Германии, затем в Москве.

6 февраля 2012 года Мишарин вернулся к исполнению обязанностей губернатора, но в мае того же года подал заявление о досрочной отставке с этого поста по собственному желанию. 14 мая заявление было удовлетворено президентом России Владимиром Путиным.

6 августа 2012 года Мишарин вошел в состав Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации в качестве президента общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта».

3 декабря 2012 года назначен Первым вице-президентом ОАО «РЖД» а 6 февраля 2013 — генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали», которое будет заниматься строительством железных дорог ВСЖМ-1 и ВСМ-2.

Семья

  • Женат, имеет двух дочерей от первого брака. Первая супруга скончалась в 2004 году после тяжёлой болезни.
  • Нынешняя жена — Инна Андреева, имела самый высокий задекларированный доход среди супруг губернаторов УрФО в 2009 году. По словам Мишарина, его дочь Анастасия работает в компании Алроса.

Проекты строительства скоростных железных дорог

На следующий день после инаугурации, 24 ноября 2009 года на заседании Президиума Госсовета РФ в Ульяновске Мишарин предложил осуществить крупный проект по строительству высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург. Полгода спустя Мишарин снова заговорил об этом проекте, представив его на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство» в Сочи.

По оценкам губернатора, общая стоимость проекта составит около 2,5 трлн руб.. Позднее гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов оценил проект в 1,3—1,8 трлн рублей. Возводить магистраль ВСЖМ-2 предлагается за счёт средств инвесторов, которых ОАО «РЖД» выберет на основе тендера, а также бюджетов областей, по которым она пройдёт. Некоторые эксперты высказывали сомнения, что данный проект когда-либо окупится в зависимости от выбранной технологической схемы эксплуатации полотна.

В сентябре 2010 года Мишарин выступил с другим железнодорожным проектом: организацией скоростного сообщения Екатеринбурга с Нижним Тагилом, расстояние до которого около 150 км. По его словам, проект стоимостью в 17 миллиардов рублей может быть реализован за три года. Позднее стоимость проекта была уже оценена в 19 миллиардов, из которых РЖД могли бы самостоятельно профинансировать не более 30 процентов. Данный проект тоже критиковался за слишком высокую, по мнению журналистов, стоимость реализации. В настоящее время на этом направлении уже курсируют два раза в сутки скоростные электропоезда повышенной комфортности. После запуска скоростного поезда время в пути сократится с 2 часов 20 минут до 1 часа.

При этом реализация обоих проектов должна принести эффект области, которая за счёт федеральных денег получит построенные здания и инфраструктуру.

Метрополитен
4 февраля и 6 марта 2010 года, в преддверии выборов депутатов областной Думы, Мишарин (являвшийся в то время первым кандидатом в предвыборном списке партии Единая Россия) заявил о желании помочь с финансированием строительства метрополитена в Екатеринбурге, в том числе с выпуском ценных бумаг (кредитование строительства). Впоследствии Администрация города взяла в кредит 1,9 миллиардов рублей, отчисления из областного бюджета были запланированы на 2011 год.

В сентябре 2010 года Мишариным было заявлено об ускорении строительства екатеринбургского метрополитена. В итоге станция «Ботаническая» была открыта 28 ноября 2011 года (впервые с 2002 года), а «Чкаловская» — 28 июля 2012 года.

Награды и звания

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени
  • Медаль «За развитие железных дорог» (21 февраля 2008)
  • Юбилейная медаль «100 лет Транссибирской магистрали»
  • Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники 2003 года (9 сентября 2004)
  • Медаль Столыпина П. А. II степени (18 ноября 2009) — за заслуги в решении стратегических задач по развитию промышленного потенциала страны и многолетний добросовестный труд
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (январь 2009)
  • Медаль «За содружество во имя спасения» (МЧС России, 2010 год) — за отвагу, самоотверженность, высокий профессионализм, проявленные при тушении лесо-торфяных пожаров, а также эффективную и действенную помощь, оказанную Уральскому региональному центру МЧС России
  • Знак «Почётному железнодорожнику» (1998)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ, 2003)[97]
  • Классный чин «действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса» (присвоен 5 февраля 2009 года)[98] .

Комментарии закрыты.