Троллейбус «ЯТБ-4»

ЯТБ-4 — советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура «ЯТБ» означает «ярославский троллейбус» четвертая модель.

 

В конце 1938 года Ярославского автомобильного завода произвел обновление модели ЯТБ-2. Троллейбус ЯТБ-4, сохранил в основном неизменный внешний вид ЯТБ-2, получил новый более мощный двигатель ДК-201б, который на 23% мощнее и легче двигателя ДТБ-60, поэтому максимальная скорость поднялась до 55 км/ч. Тяговое электрооборудование, изготовленное заводом «Динамо», было однотипно с электрооборудованием двухэтажного троллейбуса ЯТБ-3, хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации.

Среди других усовершенствований —установлен двигатель-компрессор нового типа, выполненный в одном блоке, изменена схема электрооборудования, более надежные и совершенные стеклоподъемники и червячный редуктор заднего моста повышенной надежности оснащенный радиально-упорными шарикоподшипниками. Внешне троллейбус отличался от ЯТБ-2 лишь отсутствием ящика с пусковыми реостатами на крыше — они стали располагаться под полом кабины водителя для лучшей защиты от атмосферных осадков. Также был облегчен кузов, что позволело уменьшить массу до 7850 кг без пассажиров.

Подверглось изменению и управление тормозами. Управление реостатным электрическим торможением было перенесено с правой педали (педали контроллера) на левую (педаль пневматического тормоза). В начале своего перемещения левая педаль приводила в действие реостатный электрический тормоз, а затем пневматический тормоз (при сохранении их одновременного действия).

На ЯТБ-4 роликовый токоприемник заменили скользящим графитовым башмаком, как на всех современных троллейбусах.

Работа в городах СССР и зарубежом

В Ярославле выпуск троллейбусов быстро наращивали, поэтому троллейбусы ЯТБ-4 работали в большем количестве городов: Москва, Донецк, Екатеринбург, Киев, Кутаиси, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Харьков, Черновцы, Севастополь, Одесса.

Интересная участь постигла 3 троллейбуса ЯТБ-4, которые работали с 1940 года в городе Черновцы. При отступлении немцы отправили их в румынский город Брашов, откуда после войны Красная Армия вернула их обратно, но уже в Одессу, где 5 ноября 1945 года они открыли троллейбусное движение.
После войны возникла необходимость в грузовых троллейбусах, поэтому в конце 40-х годов многие машины ЯТБ-4, были переоборудованы в грузовые.

Комментарии закрыты.